[Заглавная страница] [Лекции профессиональных ученых] [Работы начинающих]
[Критика] [ Об авторах ] [Дискуссия] [Форум] [Ссылки][Новости]

Вячеслав Геннадьевич Погадаев (об авторе)
Творчество в науке и наука о творчестве

'ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности.'
(определение по энциклопедии)

Можно рассмотреть два подхода к изучению творческого мышления. Первый подход основан на изучении психологии человека, изучении деятельности творческих личностей. Здесь большое поле деятельности для психологов.

Второй подход основан на изучении создаваемых творческими личностями объектов и поиске закономерностей в этих объектах.

Второй подход не менее интересен. К тому же исследовать объекты несколько проще, чем человеческую психологию. Этот подход был выбран нашим соотечественником Генрихом Альтшуллером при попытке понять, как же работает изобретательская мысль.

Начав свои исследования в 1946 году, он создал новую, достаточно стройную и красивую науку ТРИЗ - Теорию Решения Изобретательских Задач.

Исследования в области техники - наиболее удобный путь изучения творческой деятельности. В этой области накоплен большой фонд патентной информации. Изучая этот фонд, можно классифицировать изобретения из разных областей техники по используемым приемам решения изобретательской задачи.

Кроме того, изучение эволюции техники позволяет установить, что существуют вполне определенные законы развития технических систем.

Почему одни изобретения 'сильные', а другие на уровне незначительных усовершенствований технического устройства? Как оказалось, слабые изобретения основаны на поиске некоторого компромисса при попытке устранения противоречивых требований к техническому объекту. В сильных изобретениях противоречие не сглаживалось, а путем его обострения находилось решение, удовлетворяющие противоречивым требованиям в полной мере. Другим отличием сильного изобретения является максимальное использование внутренних ресурсов системы (в идеале - устройства нет, а функция его выполняется). Были выявлены приемы разрешения противоречивых требований. Эти приемы носят общий характер и применимы в различных областях науки и техники.

Обобщение этих приемов привело к построению Алгоритма Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).

Значит, можно изобретать по строгому алгоритму! А как же творчество, которое 'от Бога'? Да, есть такое. Можно сказать, рождаемся мы все почти гениями. По различным обстоятельствам кто-то им остается, а кто-то в различной степени утрачивает способность творческого мышления. Находясь в окружении семьи, школы, вуза, люди накапливают помимо полезных навыков массу бесполезных знаний, стереотипов, комплексов и пр. Избавится от всего этого дьявольски трудно. В этом пытаются помочь людям психологи, иногда успешно.

Чем же может помочь в этом ТРИЗ, в чем его преимущества, сила?

Во-первых, ТРИЗ приучает к системному мышлению, умению правильно ставить задачу, оценивать ресурсы. Когда задача правильно сформулирована, найти решение - дело техники.

Во-вторых, использование четко сформулированного алгоритма позволяет сделать первый шаг на пути преодоления психологической инерции, шаблонного мышления. Нет ли тут парадокса? Отчасти есть. Шаблонное мышление при решении задачи сразу предлагает Вам список готовых рецептов, из которых Вы пытаетесь выбрать подходящий. Как правило, эти рецепты относятся к области знаний, в которой поставлена Ваша задача. Далеко не всегда имеющихся знаний хватает для решения, к тому же действуя методом 'проб и ошибок', приходится проверять от десятков до сотен тясяч вариантов. Времени на поиск решения может потребоваться невероятно много.

Психологическая инерция не позволяет выйти за границы этой области и рассматривать задачу в более общей постановке. АРИЗ предлагает сначала сформулировать задачу в общей форме, без пременения специальных терминов.

Сам отказ от специальной терминологии уже снижает инерцию мышления. Решение задачи в общем виде позволяет найти решение поставленной задачи иногда совсем в другой области знаний.

Творческие личности, не знакомые с ТРИЗ, так или иначе интуитивно используют его методики и алгоритмы.

Конечно использование ТРИЗ не ограничивается решением только технических задач. Его методы и алгоритмы могут применяться в любой деятельности. В настоящее время ТРИЗ успешно используется в бизнесе, политике, искусстве, начинается его применение и в академической науке.

Особый интерес для научных исследований представляет применение системного оператора ТРИЗ для прогнозирования новых эффектов и материалов. Так в статье С. Савранского [1] рассматривается применение системного оператора для обсуждения возможности сверхпроводимости в халькогенидах стекла. В экспериментальной науке использование методов разрешения технических противоречий позволяет не только разработать новое оборудование, но и правильным образом поставить саму методику проведения эксперимента. Немаловажным для российского ученого является такая концепция ТРИЗ, как максимальное использование внутренних ресурсов системы. Очень часто тризовский подход позволяет заменить сложное и дорогостоящее оборудование простыми и оригинальными устройствами (русская смекалка с научным подходом). В частности, ТРИЗ хорошо работает при построении методики измерения и контроля.

Исследования в ТРИЗ продолжаются, находятся новые области применения, подключаются новые технологии (Изобретающая машина). К сожалению, большей частью за рубежом.

Заинтересовавшимся Теорией Решения Изобретательских Задач рекомендую познакомиться с книгами Г.С.Альтшуллера. Список книг есть на сайте Минской школы ТРИЗ.

Вячеслав Погадаев
Новосибирск 1999 г.
e-mail: slp@contact.nsk.su

1. Semyon D. Savransky, Ph.D. 'Application of TRIZ for the search of new materials features', USA (http://www.jps.net/triz/ss-sverx.htm)

Дальнейшее чтение:

Основополагающая книга Генриха Альтшуллера:

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979.- Кибернетика

Кроме того, выходит (и до конца декабря может быть заказана) книга:

Митрофанов Волюслав Владимирович 'От технологического брака до научного открытия' - Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998

в которой, в частности, рассматривается применение ТРИЗ в научной работе. Подробности: http://www.trizminsk.org/e/223001.htm

Кроме того, интересующиеся ТРИЗ могут посетить следующие сайты:

http://www.trizminsk.org/

- лучший по материалам и поддержке сайт на русском языке Минской школы ТРИЗ;

http://www.triz.fis.nsk.su/

- сайт Новосибирской школы ТРИЗ, к сожалению обновляется нерегулярно (надеюсь положение исправится!).

http://www.aitriz.org/

- сайт Института Альтшуллера в США (на английском). Там же первый выпуск журнала 'Izobretenia' (1999 год).

http://www.triz-journal.com/

- the TRIZ Journal - электронный журнал по ТРИЗ, главный ресурс Интернета на английском языке. Выпуски ежемесячно. Масса интересных статей (учите английский! )

1999 Вячеслав Нестеров
хостинг - Узел Синор
дизайн - Sharada Studio